На главную История
музея
Фонды и экспозиции Сотрудники
музея
Экскурсии Геологический
кружок
Новости Контакты

>
У НАС БУДЕТ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, ДОСТОЙНЫЙ УНИВЕРСИТЕТА>


Народный учитель 10 апреля 1991г

ИНСТИТУТ готовится стать Российским университетом. Готовится к этому большому событию и наш географo-экологический факультет. В частности, в новом учебном корпусе в Перловке геологический музей,созданный на общественных началах усилиями энтузиастов студенческого геологического кружка. получил возможность для своего официального признания и дальнейшего развития как одного из самостоятельных Учебных и учебно-методических подразделений факультета и даже института. Ранее музей размещался в обычной учебной аудитории, а сейчас имеет отдельное помещение площадью в 106 кв. м. Основой для создаваемого в новых условиях геологического музея являются его коллекции. объединяющие более 5000 разнообразных образцов из большинства основных регионов РСФСР. Украины, республик Закавказья и Средней Азия. Ими могут быть охарактеризованы главные горнo-рудные районы СССР. из которых имеются представители четырехсот месторождений разнообразных генетических и промышленных типов. Количество минеральных видов, имеющихся в фондах музея, достигает 300, но этот последний показатель выдвигает его в разряд крупных минеральных собраний. В целом можно утверждать, что наш геологический музей занимает первое место среди педагогических вузов республики и отвечает по своим масштабам университетскому собранию или коллекциям специализированных (горный. разведочный) вузов. Полагаем, в связи с перечисленным выше, что геологический музей может отвечать статусу педагогического университета, который приобретает наш институт и играть важную роль в учебном, учебнo-методнчесном процессе подготовки учителей естественнонаучного цикла. Собранный каменный материал может обеспечить создание в музее следующих разделов: - минералогического, кристаллографического, петрографического, палеонтологического и палео-фациального, регионально-геологического и минерально-сырьевого, - генетического, техногенного и экологического. Особое место будет занимать экспозиция по геологии, минералогo-петрографическим особенностям, истории формирования осадочного чехла, палеогеографии, полезным ископаемым Московской области. которая будет носить экологическую, с учетом профиля факультета, направленность. Развитие музея невозможно строить только на уже собранном материале. Поэтому необходимо дальнейшее пополнение его фондов во время полевых практик и геологических экспедиций, непрерывное обновление его коллекций, создание новых выставок и стендов и т. д. Работа музея тесно связана с учебным процессом на трех факультетах по курсу геологии, который требует значительного расхода каменного материала в обучении и создания учебных коллекций различного уровня. Для выполнения поставленных задач по созданию геологического музея, достойного Российското педагогического университета, предстоит выполнить большой объем работы, в которую входят следующие ее виды: 1. Диагностика, обработка чистовая и препарация каменного материала, изготовление подставок. демонстрационных столиков, оформление каждого экспоната витрин и выставок в целом. Объем работы здесь значительный, так как предполагаются одновременные демонстрации до 1500 образцов. 2. Первичная обработка фондового и полевого материала, его сортировка нередко включает до 2000 образцов в год обычно производится вручную. При этом нередко их эстетические и научнo-познавательные качества теряются. Современный уровень обработки каменного материала и экспозиции может быть обеспечен приобретением камнерезного, отрезного и плоскошлифовального станка. Новый технический уровень обработки образцов позволит в дальнейшем обеспечить не только музей, учебные кабинеты превосходными экспонатами, но и приступить к изготовлению коллекционных наборов согласно учебным программам для школ и лицеев области. З. учет передвижения поступающего и хранящегося каменного материала, его каталогирование. До сих пор эта изнурительная работа проводится дедовскими методами, с помощью картотеки и тетрадных каталогов по 5-6 пунктов для каждого образца. Необходим переход на машинное каталогирование с помощью компьютера ДВК-4. Это потребует большого объема подготовительной работы, но зато подобный способ учета, уже по 25-30 признакам каждого образца, позволит в считанные минуты находить его местоположение. характеристику, максимально сократит время подбора новых сменных экспозиций, вести учет и отбраковку фондовых материалов, оценивать потребности и т. д. 4. Организация полевых экспедиций по сбору и пополнений коллекций новым каменным материалом. Перечисленный выше объем работы, цель которой - создать геологический музей действительно университетского уровня, который бы выполнял роль центра учебной, методической подготовок учителей естественников средствами геологических знаний, можно выполнить, если в музее будет штат постоянных сотрудников. При музее будут работать - студенческий геологический кружок, школьный кружок геолога-краеведа. Кроме выделения соответствующего штата, музею необходима материальная помощь для приобретения оборудования, витрин и ряда материалов. Предполагается что определенную финансовую помощь музей может получить самостоятельно, на основе студенческого СП "Мир". В дальнейшем возможны создание учебных коллекций для школ города и области, их реализация через торговую сеть. Полученные средства могут быть использованы для приобретения материалов и некоторого оборудования. Есть надежда, что в институте в ближайшие полгода будет создан музей, отаечающий универснтетскому уровню. В. И. ЗУБОВ, доцент, декан географо-экологического факультета. М. Н. ЛИПАТОВ, заведующий музеем.

ТАКИХ МУЗЕЕВ ЕДИНИЦЫ


Народный учитель 4 марта 1992г

 
"У нас будет геологический музей, достойный университета" под таким заголовком были опубликована статья в газете "Народный учитель" 10 апреля 1991 года. Тогда наш вуз еще не был университетом, но коллектив МОПИ делал в своей повседневной работе все возможное, чтобы завоевать этот высший статус. И вот 22 ноября минувшего года приказом министра образования РСФСР Э. Д. Днепрова институту было присвоено имя: Московский педагогический университет.  
А что же сталось с геологическим музеем на географо-экологическом факультете? Какие изменения произошли в нем за этот почти годовой срок, стал ли он достойным университета? На этот вопрос ответ однозначный: "Да". Приказом от 11 ноября 1991 года он тоже приобрел свой новый статус самостоятельного структурного учебного подразделения и стал уже именоваться геолого-минералогическим музеем. И, конечно, улучшилась его материальная база. Если в прошлые годы музей имел в корпусе на ул. Радио одну небольшую аудиторию, то сейчас, в новом корпусе, что в Мытищах, он занимает помещение в 120 квадратных метров, располагает собственными мастерскими по обработке камня, возможностями для изучения и диагностики минералов, техническими средствами для создания банка данных. В прошлом году произошло официальное открытие музея и сейчас он полностью в рабочем состоянии: оформлены новые выставки, организуется во время экспедиций сбор материалов для пополнения его экспозиций, проводятся экскурсии школьников и студентов.  
Геолого-минералогическому музею более 10 лет, точнее, он начал создаваться в 1980 году, и с тех пор в нем бессменно вместе со старшими руководителями студенты от первого и до старших курсов. Состоялось уже несколько выпусков учителей, но на факультете помнят студентов-энтузиастов, чьим активным участием, юным энтузиазмом рос и креп музей: Романова, Никифорова, Чистова, Воронцова, Носикова. Потом их стало больше, в добровольный коллектив музея пришли Кузьмин, Буздалова, Крюкова, Савина-Стрельцова, Чистов... Их силами были оФормлены выставки в двух аудиториях (48-й и 31-й) в здании на ул. Радио, тогда же были организованы и проведены многочисленные экспедиции по сбору каменного материала в различных районах страны, и уже к 1987 году основной фонд музея был сформирован. К этому же времени в деятельность музея включилось новое поколение студентов: А. Грибанов, В. Захаров, И. Ершова, М. Лебедева, Е. Никонова, Т. Митенкова, Н. Терентьева, А. Руденко, М. Аносов, О. Егин, А. Борисов, М. Липатов, Ю. Яковлев, А. Чуриков, Е. Никитина, В. Кобзева. Музей вышел на новый уровень и тогда же возникла необходимость в расширении выставочных площадей. И тут, как уже говорилось выше, помог переезд факультета в новый корпус в Мытищах. А здесь большую помощь оказал ректор университета профессор Хроменков Н. А. Помогла нам в изыскании материальной помощи для производства различных работ главный бухгалтер А. Н. Шариброва. И, конечно же, большую работу по оформлению музея провели наши студенты, те, для кого он стал родным. Как известно, после строителей в новых корпусах всегда много недоделок, а в нашем их был непочатый край, а студенты своими силами сделали, что называется, капитальный ремонт: перекрасили стены, перебрали и отремонтировали оконные рамы, дополнили и усовершенствовали электропроводку, отрегулировали водоснабжение, в выставочном зале сделали лепные украшения. В универмаге "Московский" купили витрины, которые использовали при создании новых экспозиций, а часть витрин сделали сами студенты.  
И что отрадно: на место студентов, закончивших учебу на факультете, в музей приходили все новые и новые Д. Жаворонков, Н. Рубина, О. Константинова, Я. Амаева, Д. Хлебников. Всех их увлекла работа в своем родном музее. Основой для нашего геолого-минералогического музея является его коллекция, объединяющая более пяти тысяч разнообразных образцов из большинства основных регионов СНГ (РСФСР, Украины, Закавказья и Средней Азии). Ими могут быть охарактеризованы главные горнорудные районы бывшего СССР, из которых имеются представители 400 месторождений разнообразных генетических и промышленных типов. Количество минеральных видов, имеющихся в фондах музея, достигает 300, и этот последний показатель выдвигает его в разряд крупных минеральных собраний. Можно утверждать, что наш геолого-минералогический музей занимает первое место среди педагогических вузов РСФСР и отвечает по своим масштабам университетскому собранию или коллекциям специализированных (горный, разведочный) вузов.  
Считаем, что музей вполне отвечает статусу педагогического университета и будет играть важную роль в учебном, учебно-методическом процессе подготовки учителей естественно-научного цикла. Но ему еще нужна помощь, и конкретная: в наше сложное время энтузиазм студентов нуждается в материальной поддержке и она крайне необходима при организации экспедиций, проводимых для сбора выставочного материала, а также самое главное: нужно утверждение штата музея, способного самостоятельно вести учебно-методическую работу, обрабатывать каменный материал на современном техническом оборудовании - образцы такого материала ждут в школах, гимназиях, лицеях. Поэтому дальнейшее развитие музея зависит от оперативной ему помощи.
В. И. ЗУБОВ, доцент, декан географо-экологического факультета
М. Н. ЛИПАТОВ, заведующий геолого-минералогическим музеем.

>
УЧИТЕЛЬ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ


Народный учитель 6 апреля 1988г

ГЕОГРАФО - БИОЛОГИЧЕСКИЙ факультет один из старейших в нашем институте. Ежегодно его выпускники пополняют педагогические коллективы средних школ Москвы и Московской области. В составе факультета в настоящее время три кафедры : физической географии (зав. кафедрой профессор Матвеев Н. П.), экономической географии (зав, кафедрой Поспелов Е. М.), страноведения (зав. кафедрой Добродеев О. П.).
  Высокий уровень подготовки учителей географии обеспечивается не только перечисленным кафедрами факультета, но и преподавателями кафедры педагогики, психологии, истории КПСС, научного коммунизма к другими.
  Научно-исследовательская работа кафедр тесно связана с проблемами изучения географии Московской области, охраной ее природы, подготовкой учителей географии и биологии для работы а сельских школах области.
  На факультете активно работают научно - исследовательские студенческие кружки. Главным образом силами студенческого НИРСа на факультете собран обширный материал ло геологии, ботанике, краеведению, типам ландшафтов и др., что составляет базу будущего краеведческого музея. Кроме этого, за счет дальних практик, организации экслскурсий и геологических экспедиций создан музей "Минеральные богатства СССР", которы в своих фондах содержит более 5000 образцов.
  На факультете обучается 310 студентов дневного отделения и 240 студентов заочного отделения (специальность «География»). В процессе обучения студенты имеют возможность не только получить теоретические знания в аудиториях и лабораториях, но и закрепить их в период летних полевых практик на АБС в Акатово, а также в школах города и области во время прохождения педагогкческих практик начиная с 1 курса.
  Большое внимание уделяется выработке у студентов навыков работы с подрастающим поколением. В связи с осуществлением школьной реформы на факультете организовано проведение непрерывной педатогичеснсой практики, начиная с 1 курса в базовых школах города проводят занятия с учениками, участвуют в различных школьных мероприятиях, помогают учителям в организации внекслассной воспитательной работы. Она продолжается непрерывно в течение 3 лет, завершаясь на IV - V курсах, где студенты на самостоятельных уроках закрепляют полученные теоретические знания.
  В период каникул студенты и имеют возможность выезжать различные уголки Советского Союза в составе полевых экспедиций.
  Дорогие выпускники школы! Все кто, действительно хочет стать учителем и любит природу, приходите на географо-биологический факультет! В. И. Зубов доцент, декан географо-биологического факультета


При любом цитировании активная ссылка на сайт Геолого - минералогического музея МГОУ обязательна
Используются технологии uCoz